Три базовые ценности организации
У деловой организации есть три генеральные ценности, которые взаимосвязаны между собой следующим образом:
Они генеральные в том смысле, что все остальные управленческие ценности организации базируются этими тремя. Рассмотрим подробнее:I. Управляемость означает некоторую меру в соотношении управляющей и управляемой подсистем организации, ту степень контроля, которую первая из них может распространять на вторую, охватывать ее.
Управляемость может быть оценена по двум основным параметрам.
1.1. Согласованность целей и действий подразделений и работников организации, которая, в свою очередь, определяется:
а) качеством целей (под качеством целей понимается их ясность, не
противоречивость, последовательность, достижимость):
— высших, стратегических целей организации (образ желаемого будущего,
идеология, миссия, стратегия, специальные политики);
— долгосрочных целей организации;
— оперативных целей организации (служебные функции подразделений и
сотрудников);
б) степенью мотивации персонала на достижение названных целей;
в) качеством организационного порядка (бизнес-технологии, горизонтальные связи, правила работы и т. Д.);
г) уровнем корпоративной культуры (командность, заинтересованность
всех в целях организации).
1.2. Реализуемость решений.
II. Инновационность есть способность организации порождать новшества и осуществлять нововведения. В какой-то мере она является антиподом управляемости, поскольку нововведения нередко снижают управляемость (на какое-то время), но и без них управляемость становится дисфункциональной.
Инновационность организации проявляется:
2.1. в открытости изменениям (мышления, поведения, продукта и т. п.);
2.2. в проактивности управления, т. е. ориентации не столько на следование
за спросом, сколько на воздействие на спрос; не просто чувствительность к
сигналам рынка, а производство новых сигналов для него;
2.3. в качестве управленческой воли, т. е. в умении руководителя доводить
инновационные процессы до полного завершения.
III. Клиентность организации есть ее соответствие потребностям, тенденциям рынка, привлекательность ее продуктов для клиентуры. Состоит из трех основных компонентов: сервисная составляющая — доступность, гарантия, качество, сроки доставки и т.д.; эстетическая составляющая — дизайн товара, упаковка, внешний вид менеджера, оформление интерьера офиса и т.д.; этическая составляющая — отношение к клиентам и навыки работы с ними.
Все три управленческие ценности взаимосвязаны.
Для практических руководителей эти три ценности не равны. Управляемость для большинства важнее двух других. В нашей деловой культуре распространен даже культ управляемости. Страх перед ее потерей и даже снижением пересиливает все. Существуют тяжелые организационные системы, разраставшиеся в течение многих лет, требующие срочной реструктуризации при том, что их создатели испытывают почти ужас перед обновлением, радикальными изменениями. Они соглашаются с тем, что столь громоздкие конструкции неэффективны, даже участвуют в разработке вариантов их преобразований и все-таки бесконечно откладывают нововведения, цепенеют перед ними. Причина та же. Инновационность нужна, но управляемость — важнее. Хотя это понятие означает у них прежде всего контроль, удержание всех элементов под личным наблюдением, вызванный стремлением жажды знать о своей организации все, боязнь хоть что-то упустить из виду. Например, глава крупной компании, в которой работает почти 4 тыс. человек, требует все увольнения и назначения даже в мелких и вспомогательных подразделениях согласовывать с ним.
Клиентность теперь выходит на второе место по значимости среди этих трех базовых ценностей. Инновационность появляется, главным образом, тогда и в той мере, когда и в какой этого требует следование двум другим ценностям. Если управляемость заложена глубоко в подсознании руководителя, предпринимателя, клиентность находится в его предсознании, то инновационность осознается только рассудком, реже — разумом, и то с колебаниями и повышенной осмотрительностью.
Давайте оценим состояние организации по каждому из этих параметров и найдем возможности развития, улучшения, соответствующие полученным оценкам. А что в Вашей организации развито больше, может быть, преобладает? Какой из этих параметров неразвит и почему? Как сбалансировать их в будущем?
Написать