Консультант по управлению
Cпециалист по разработке стратегии развития бизнеса

Статьи

Формула изменений

Руководитель бизнеса – это именно тот человек в компании, который должен иметь представление о том, в каком направлении должно происходить развитие компании и какие изменения обязаны случиться на этом пути. Направление изменений определяется следующими параметрами: неудовлетворенность текущим положением дел, образ желаемого состояния организации, а также план действий, направленный на изменение ситуации.

Изменения можно назвать необходимыми, если высока неудовлетворенность сегодняшним днем.

Что же может мешать изменениям?

1. Отсутствие образа будущего. Это может означать, что в данной компании не прописано желаемое состояние организации. В этом случае необходимо определить, на какой уровень по количеству клиентов, рентабельности, уровню обслуживания, ассортименту хотите вы вывести фирму. Изменения не могут иметь смысла, если нет видения конечной цели. В качестве примера можно привести ситуацию, когда собственник предприятия в качестве единственной цели имел повышение прибыли. Это сочеталось с его убежденностью в том, что повышение количества оборудования напрямую обуславливает повышение прибыли. Все силы предприятия уходили на закупку оборудования и на строительство новых цехов. Как только был разработан образ будущего, у собственника компании поменялись приоритеты. Часть оборудования было установлено, а часть – распродана.  В результате полученная собственником прибыль существенно превысила то значение, которое представлялось ему достижимым изначально.

2. Нет представления о том, что надо делать. В этом случае необходима разработка программы (стратегии) развития компании. Зачастую фирмы работают без стратегии, по самостоятельно сложившимся внутренним привычкам. Это опасно тем, что в таком случае не персонал работает на цели собственника, а компания обслуживает интересы персонала. В этом случае при изменении рыночной ситуации в худшую сторону компания может не удержаться на плаву. Пример: в небольшом производстве из пятидесяти человек весь персонал был набран «по знакомству». Это обусловило высокий уровень доверия к каждому сотруднику. Разумеется, сотрудники пользовались этим. Во многом политика компании определялась теми советами, которые они давали собственнику, не имевшему собственного плана развития. Результатом стало то, что стратегии не было, а направление движения определялось интересами сотрудников. Например, начальник отдела продаж сфокусировался на текущей работе, не занимаясь поиском новых вариантов сбыта, и 80% заказов поступали от одного постоянного клиента. Финансовый директор не просчитывал бюджет на будущее, а занимался бухгалтерской отчетностью. Уход основного клиента стал в результате полным крахом компании, которая обанкротилась в течение шести месяцев: ведь перестроить работу персонала первый руководитель не смог.

3. Но основным фактором, мешающим изменениям и дальнейшему развитию компании, является сопротивление руководства. Только собственник может провести серьезные изменения, которые выведут фирму из кризиса и выйти на новые рубежи, поставить новые цели, определить ресурсы и назначить ответственных лиц. Если же собственник инертен, то изменения невозможны. «Я хочу много денег, но не хочу менять свой стиль управления или структуру работы компании.» «Не имеет значения, что рынок изменился. Пускай клиенты подстраиваются под меня сами.» «Конкуренты появились недавно, а я на рынке уже пятнадцать лет, поэтому я лучше», — вот примерная логика такого управленца.

При наличие высокого сопротивления изменениям необходимо подумать, что будет, если изменения все же завершатся успехом, и будет ли это стоить потраченных усилий. Это – основной вопрос, позволяющий рационально спланировать дальнейшие шаги. Ведь сопротивление – это эмоция иррационального характера, которая мешает принимать рассудочные решения.

Итак, изменения будут успешно протекать в фирме, если у руководства есть четкий образ будущего компании, намечена осознанная стратегия дальнейших шагов, а также присутствует желание к дальнейшему развитию.


Написать

Указанный вами e-mail адресс нигде не будет опубликован.