Консультант по управлению
Cпециалист по разработке стратегии развития бизнеса

Статьи

Бизнес: либо он постоянно меняется, либо умирает

В большой аквариум, разделенный на две части стеклянной перегородкой, поместили огромную щуку. В ее распоряжении была целая половина аквариума, в другой плавало множество мелких рыбешек. Будучи по природе плотоядной, щука предприняла много неистовых попыток добраться до рыбешек. Однако каждый раз она натыкалась на стекло. В конце концов щука сдалась, поняв, что достать рыбешек невозможно. Потом стеклянную перегородку убрали из аквариума, и рыбы перемешались. Но хотя рыбешки плавали вокруг щуки, она их не замечала. Щука попалась в ловушку модели поведения, которую она не могла позабыть, — по крайней мере, без посторонней помощи.

Перемены — непростой процесс и не слишком приятный. Забывание привычных образцов может вызвать сильную тревогу. Как и та щука, руководители часто склонны придерживаться одних и тех же моделей, которые могут показаться другим нелогичными, но когда-то эти методы были результативными. Хотя условия на рынке изменяются каждый день — новые технологии соперничают с улучшением коммуникаций, — многие компании предпочитают сохранять прежнее положение вещей. В этот неоднозначный век выживут только те компании, которые смогут эффективно отвечать на изменяющиеся запросы окружения.

Позвольте мне повториться: перемены даются с трудом, говорим ли мы о людях или компаниях. Как сказал Макиавелли, «у изменений нет поддержки». Вудро Вильсон думал о другом: «Если вы хотите получить врагов, попробуйте что-нибудь изменить». А Мао согласился с ними: «Революция — это незваный обед».

Давайте рассмотрим пять необходимых составляющих процесса перемен человека и компании. Это — беспокойство, конфронтация, прояснение, кристаллизация и изменение.

Беспокойство: отрицательные эмоции

С учетом относительной стабильности человеческой личности требуется веский стимул в виде боли или неудобства для того, чтобы запустить процесс перемен, — некий дискомфорт, который перевесит удовольствие от психологической выгоды, такой, как сочувствие или внимание, получаемой в сложившейся ситуации. Беспокойство запускает работу ума, и люди начинают рассматривать возможные варианты изменения неблагоприятной ситуации.

Конфронтация: решающее событие

Осознание необходимости перемен — это первый шаг, но сам по себе он не гарантирует действие. Людям нужен толчок, столкновение в виде того, что можно назвать «решающим событием». Образ последней капли очень подходит в качестве примера, потому что показывает, что, если человек подготовлен — но еще не готов — сделать решительный шаг, событие, которое послужит толчком, может быть незначительным: последняя капля (одна среди многих), которая проясняет все.

Прояснение: публичное объявление намерения

Перемены настолько сложны, что, даже с лучшими намерениями, мы вряд ли справимся в одиночку. Поэтому третий шаг на пути изменений — поделиться своими намерениями. Сделать публичное заявление важно, потому что это удваивает импульс: оно влияет не только на самого человека, но и на его окружение.

Кристаллизация: внутреннее путешествие

На этом этапе идеи и планы приобретают более четкие очертания.

Изменение: принятие нового отношения

Все мы склонны больше говорить, когда дело доходит до перемен. Сколько сотен «новых страниц» так и остались не перевернутыми? Единственно верным признаком достигнутых перемен является новое отношение к жизни. Внутренняя трансформация происходит только тогда, когда появляется новый взгляд на вещи.

Мы только что последовательно рассмотрели процесс изменений. Этот процесс подходит как для человека, так и для компании. Перемены требуют, чтобы мы ослабили защиту, честно выразили свои чувства и посмотрели на себя и окружающих в реальном свете.


Написать

Указанный вами e-mail адресс нигде не будет опубликован.