Консультант по управлению
Cпециалист по разработке стратегии развития бизнеса

Статьи

Бизнес как шахматы: гроссмейстером может стать каждый

Цель – это планируемый результат деятельности. Ведь, занимаясь чем-либо, невозможно не предполагать результат. Знание цели ускоряет процесс, поскольку позволяет делать меньше лишних действий. Бизнес находится в нестабильном состоянии, так как зависит от многих факторов, и чтобы сохранить компанию в неустойчивом пространстве, и нужна цель.

Распространено мнение, что цель любой компании – получение прибыли. Но как эта цель понравится сотрудникам организации? Или ее клиентам? Получается компания хочет только сделать деньги на них. Такая цель убивает мотивацию сотрудников и отталкивает клиентов. Цель компании должна вызывать желание у сотрудников идти на трудовые подвиги, а у клиентов пользоваться товарами и услугами данной компании.

Существует несколько уровней целеполагания.

Во-первых, заданное целеполагание, то есть встраивание целей в деятельность организации извне. Эти цели компания получает от клиентов, партнеров, контролирующих органов. Как правило, здесь цель формулируется в терминах выживания.

Во-вторых, конкурентное целеполагание или целеполагание от взаимного сравнения. В этом случае выбор целей зависит от сопоставления себя с другим предпринимателем, или сопоставления своей компании с другими организациями.

Третий вид — ценностное целеполагание, результат социального творчества. Его источники – это цели от образа желаемого будущего, точнее к какому состоянию должна прийти компания через 3-5 лет. Для этого помогут вопросы: каким я хочу стать? Что главное в жизни? К какому состоянию хочу привести организацию?

Чтобы поставить цель, оцените состояние организации в данный момент. Если слишком переоценить себя, то можно поставить себе невыполнимую цель, а если недооценить – задуманного достичь будет слишком легко.

Затем необходимо изучить состояние рынка: конкурентов, клиентов и тенденции рынка.

Эти три составляющие помогут поставить перед компанией с одной стороны, амбициозную, с другой стороны, реалистичную цель, которая будет мотивировать и манить.

Энергетика целей обычно воплощается в стратегиях, которые могут быть очень разными: стратегия выживания (устоять), инерционная стратегия (того же, но больше и лучше), стратегия достижения (стать как такой-то), стратегия опережения (обойти сильнейших).

Руководителей компаний можно сравнить с шахматистами: есть хорошо играющие любители, есть мастера спорта, а есть гроссмейстеры. Первый может просчитать игру на два–три хода вперед, второй – на семь–восемь ходов, а гроссмейстер представляет, как должны стоять фигуры в конце партии, и каждый свой ход рассматривают как шаг к этой позиции, реагируя на действия противника.

И самое главное. На рынке только семь процентов коммерческих предприятий являются гроссмейстерами. И гроссмейстером может стать каждый.


Написать

Указанный вами e-mail адресс нигде не будет опубликован.